Положение
о службе психолого-педагогического сопровождения в КГУ ШЛ №1
1.Общие положения
1.1.Настоящее положение регулирует деятельность Службы психолого- педагогического сопровождения в КГУ ШЛ №1 (далее - Служба сопровождения).
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки всех участников учебно-воспитательного процесса. Оно представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.
1.3. Деятельность Службы сопровождения позволяет:
1) своевременно выявлять детей группы риска школьной дезадаптации и трудностей в обучении;
2).осуществлять раннюю психолого-педагогическую помощь в преодолении отклонений развития учащихся (с момента выявления);
3) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся с целью обеспечения эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса;
4) оказывать содействие в разработке и реализации программ развития организации образования с учетом создания более благоприятных условий для развития и воспитания детей;
5) повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) педагогов, воспитанников, родителей;
6) осуществлять мониторинг результативности коррекционно- развивающей, воспитательной работы и обучения школьников (психолого- педагогический мониторинг).
1.4. Служба психолого-педагогического сопровождения является структурным подразделением школы, которая осуществляет на разных образовательных уровнях следующие задачи:
1) начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и
«умения учиться», развитии творческих способностей каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;
2) основная школа - сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
3) средняя школа - помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.
1.5.Основными принципами работы Службы психолого-педагогического сопровождения являются:
1) комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
2) непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
3) информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения;
4) социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности;
5) активное привлечение родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии.
2. Организация психолого–педагогического сопровождения в КГУ ШЛ №1
2.1. Психолого-педагогическое сопровождение школьников осуществляется на основании заключения и рекомендаций областной психолого-медико- педагогической консультации (далее - ОПМПК), а также данных собственных диагностических обследований школьников и осуществляется штатными специалистами КГУ ШЛ №1 (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом, медицинским работником).
2.2. Для профессионального взаимодействия специалистов службы сопровождения приказом директора в школе создается психолого- педагогический консилиум (далее - педконсилиум).
2.3.Руководство Службой психолого-педагогического сопровождения осуществляет руководитель службы, назначаемый приказом директора КГУ ШЛ №1. Все специалисты службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями и функциональными обязанностями. К деятельности службы могут привлекаться учителя-предметники, воспитатели, родители учащихся, руководители кружков (секций), представители общественных объединений и другие заинтересованные лица.
2.4. В своей деятельности Служба психолого-педагогического сопровождения КГУ ШЛ №1 руководствуется международными актами в области защиты прав детей: Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами РК «Об образовании», «О социальной медико- педагогической и коррекционной поддержке лиц с ограниченными возможностями», приказами и инструкциями Министерства образования и науки РК, уставом КГУ ШЛ №1 «Методическими рекомендациями по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями» (от 12 декабря 2011 года № 524) и настоящим Положением.
3. Цели и задачи Службы психолого-педагогического сопровождения
3.1.Цель деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения заключается в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для максимального развития учащихся, их успешного обучения и социализации. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития ребенка.
3.2. Задачи Службы психолого-педагогического сопровождения:
-защита прав и интересов личности воспитанника, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
-комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;
- разработка и реализация индивидуальных программ психолого- педагогического сопровождения учащихся, а также адаптация образовательных программ к возможностям и способностям обучающихся;
-содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса;
-консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогических работников, родителей;
3.3.Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения организуют свою деятельность в соответствии с принципами, перечисленными в п.1.5. данного Положения, согласно своих должностных инструкций.
3.2.Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается совместно всеми специалистами службы, на основании рекомендаций, заключений ПМПК.
3.4.Служба психолого-педагогического сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты, социальными партнерами, оказывающими помощь организации образования в воспитании и развитии обучающихся.
4. Основные направления деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения
4.1.Косновным направлениям деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения относятся:
- психосоциальная диагностика - проведение исследований по определению стартовых возможностей учащихся, индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление отклонений в развитии учащихся, причин трудностей в обучении, социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социального риска;
- психокоррекционная работа - совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врача по разработке программ и проведению коррекционно-развивающей работы с учащимися; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса;
- психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта;
- социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам; помощь учащимся и родителям в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов в вопросах развития, воспитания и обучения учащихся;
- организационно-методическая деятельность - проведение организационно- методической и научно-методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований); участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации; участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; формирование банка данных детей с ограниченными возможностями, изучение достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.
Документация Службы психолого-педагогического сопровождения
5.1.Перспективный годовой план работы Службы психолого-педагогического сопровождения, утвержденный директором КГУ ШЛ №1
5.2.График работы специалистов сопровождения, утвержденный директором КГУ ШЛ №1;
5.3.График и протоколы заседаний Службы психолого-педагогического сопровождения
5.4.Индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения учащихся.
5.5.План график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных категорий родителей;
5.6.Графики проведения и тематика обучающих семинаров для участников образовательного процесса
5.7.Документация ПМПконсилиума;
5.8.Годовой анализ работы Службы психолого-педагогического сопровождения.
5.9. Договоры партнерских отношений
5. Ответственность специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения
6.1.В установленном законодательством РК порядке специалисты Службы психолого-педагогического сопровождения несут ответственность за:
-неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка КГУ ШЛ №1, законных распоряжений руководителя Службы психолого-педагогического сопровождения и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей;
-жизнь и здоровье детей во время коррекционных занятий;
-необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего;
-соблюдение прав и свобод личности ребенка;
-конфиденциальность полученных данных при обследовании;
-ведение документации и ее сохранность;
-соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности.
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
КГУ ШЛ №1
1. Общие положения
1.1. Психолого-педагогический консилиум (далее - Консилиум) является постоянно действующей формой взаимодействия специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и участников образовательного процесса для обеспечения комплексного подхода к изучению особенностей и решению проблем развития и обучения учащихся с особыми образовательными потребностями организации образования.
1.2. Консилиум осуществляет свою деятельность непосредственно внутри организации образования.
1.3. Консилиум создается приказом руководителя организации образования и координируется председателем Консилиума.
1.4. Консилиум в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующими Законами Республики Казахстан «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка», «О специальных социальных услугах» и настоящим Положением.
2. Цель и задачи Консилиума
2.1. Целью деятельности Консилиума является сопровождение образовательной системы, обеспечивающей необходимые условия для образования и развития детей с особыми образовательными потребностями, детей и подростков группы социального и педагогического риска с проблемами обучения и поведения в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
2.2. Задачи Консилиума:
2.2.1. методическая поддержка, осуществляемая в ходе анализа результатов диагностико-консультационной и коррекционно-развивающей работы;
2.2.2. выявление характера и причин трудностей в обучении и поведении детей;
2.2.3. выявление потенциальных возможностей и творческих способностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателю/учителю для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;
2.2.4. определение путей включения детей с особыми образовательными потребностями в соответствующие группы/классы;
2.2.5. выработка заключения об особенностях развития, здоровья и образования обучаемого для представления в психолого-медико- педагогическую консультацию;
2.2.6. обеспечение внутренней координации деятельности специалистов в комплексном психолого-педагогическом сопровождении детей;
2.2.7.консультативная помощь родителям, опекунам, попечителям;
2.2.8. формирование банка данных организации образования о детях и подростках, имеющих проблемы развития, обучения и поведения, представление информации с декретированным доступом и соблюдением конфиденциальности по официальному запросу соответствующих органов государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.
3. Принципы работы Консилиума
3.1. Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительные качества.
3.2. Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.
3.3. Принцип закрытости информации. Диагноз или заключение консилиума не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например, снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
3.4. Принцип взаимодействия. Каждый специалист Консилиума, решая в сфере своей компетенции вопросы квалификации состояния и развития ребёнка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения, вносит собственное понимание в целостную картину.
4.Функции Консилиума
4.1. Диагностическая:
4.1.1.выявление причин и характера отклонений в поведении и обучении;
4.1.2.изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе;
4.1.3.определение потенциальных возможностей и способностей ребенка.
4.2. Сопровождающая:
4.2.1. защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные условия;
4.2.2. выбор оптимальных форм обучения и психолого-педагогического сопровождения;
4.2.3. выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка как в условиях обучения в организации образования, так и методами семейного воспитания;
4.2.4. семейная реабилитация, смысл которой заключается в повышении статуса ребёнка перед родителями;
4.2.5. методическая поддержка учебно-воспитательного процесса, включающего активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития и поведения;
4.2.6. выработка практических рекомендаций разным участникам образовательного процесса.
4.3. Воспитательная:
4.3.1. разработка стратегии педагогического воздействия на ребенка с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
4.3.2. интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей на ребенка;
4.3.3.обеспечение преемственности педагогических воздействий.
5. Организация работы консилиума
5.1. Заседания консилиума проводятся по мере необходимости, но не менее трёх обсуждений на каждого ребенка (с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями) в учебном году. В экстренных случаях заседание может проводиться вне плана.
5.2. Организация заседаний проводится в два этапа.
5.2.1. 1 этап – подготовительный: подготовка консилиума проводится каждым участником отдельно; осуществляется сбор, обобщение диагностических данных; формулируются предварительные выводы и рекомендации; диагностические данные анализируются по медицинским, психологическим, логопедическим, социологическим, педагогическим показателям.
5.2.2. 2 этап – основной: проводится обсуждение по итогам диагностики; вырабатываются коллективное решение, рекомендации; вырабатываются заключения об особенностях развития, здоровья и образования учащегося с особыми образовательными потребностями.
5.3 Обсуждаемые вопросы и решение по ним фиксируются Протоколом заседания.
6. Состав Консилиума
6.1. Для эффективной и компетентной работы состав Консилиума должен быть достаточно гибок. Он включает в себя постоянных и временных участников.
6.1.1. Постоянные участники: председатель Консилиума (руководитель организации образования или заместитель руководителя по учебно- воспитательной работе), психолог, классные руководители, логопед педагог- дефектолог, социальный педагог.
6.1.2. Временными участниками могут быть учителя-предметники, различные специалисты-консультанты, выступающие в качестве экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, воспитатель и др.
7. Документация по консилиуму
7.1. Положение о психолого-педагогическом консилиуме КГУ ШЛ №1
7.2. Приказ о создании Консилиума в КГУ ШЛ №1
7.3. План работы консилиума на текущий учебный год.
7.4. Журнал записи детей на Консилиум
7.5.Журнал регистрации заседаний, заключений и рекомендаций Консилиума
7.6. Педагогическая характеристика, представления специалистов и заключение Консилиума